Рыбалка и дайвинг в Сочи


Навигация


Главная > Морская рыбалка

Морская рыбалка

Наверное, морскую рыбалку можно подразделить на две большие подгруппы отличные методами ловли и временными и материальными затратами.

• Ловля с плавсредств
• Ловля с берега

Ловля с плавсредств на море представляет собой наиболее добычливый и увлекательный вид рыбной ловли

В береговой зоне рыбалка с кораблей и лодок является массовым и любимым многими видом спорта, а часто и добычи.

Ведь за день спортивным способом можно поймать 20-50 кг. хорошей рыбы, что является нешуточным по стоимости и вкусовым качествам уловом.

По видам рыбалку с применением плавсредств можно подразделить на основные виды:

•Рыбалка с корабля

•Рыбалка с катера

•Рыбалка с маломерной (по преимуществу надувной) моторной лодки

•Рыбалка с гребной лодки

•Рыбалка с билли-бота

рыбалка и дайвинг в Сочикоторые имеют существенные отличия, преимущества и недостатки

Рыбалку с корабля можно отнести к наиболее доступному для начинающего морскую ловлю рыболову способу, ведь для этого не нужно делать никаких капиталовложений, достаточно просто купить билет. Как правило, на кораблях не требуют предъявить рыболовецкий билет и все формальности сводятся к сбору денег.

Корабль является надёжным и безопасным транспортным средством, оборудованным необходимыми навигационными и спасательными средствами.

На борту, так же, можно взять в аренду и снасти.

В основном эти корабли представляют собой относительно небольшие, 15-25 метров длиной суда, более или менее предназначенные для спиннинговой ловли в море.Обычная цена дневной поездки составляет 25-35 евро (за это вас ещё и угостят горячим супчиком, который бывает весьма кстати)

Зарезервировать место на корабле можно телефонным звонком.

Удобнее всего ездить в такие поездки организованной командой, порядка 10 человек.
На такой коллектив можно заранее договориться с капитаном корабля, или организацией, которая занимается работой с клиентами, с тем, чтобы зафрахтовать корабль полностью.Обычно на такой вариант идут очень охотно, в особенности, если заказ сделать на будний день.

Минимальное количество участников, с которого можно оставить за собой корабль, определяется в 8-12 человек.

Многие из владельцев судов, вывозящих рыбаков на морскую рыбалку, занимаются летом экскурсионным бизнесом и имеют различные навесные конструкции.Таких кораблей лучше избегать, т.к. полноценный заброс с борта на них не получается, снась часто цепляется за элементы навеса.

Лучшими местами традиционно считаются нос и корма.

Причина здесь не только в наличии большего места для заброса, но и в том , что можно облавливать большой сектор и направление ветра не так сильно влияет на технику лова.

Рыбалка с катера.

Под катером я понимаю средних размеров 4-8 метров маломерные суда.

К преимуществам катеров перед кораблями можно отнести возможность ловли троллингом, большую скорость передвижения.

Катера как правило оборудованы приборами навигации и эхолотом, класса, достаточного для успешного поиска рыбы и нахождения перспективных для рыбалки мест.

Специально оборудованные для ловли троллингом катера способны нести одновременно несколько спиннингов и облавливать широкое пространство.

Недостаток- привязка к месту стоянки, высокие затраты на эксплуатацию, нужно иметь удостоверение на право управления судном.

Лодки

Говоря о лодках, нельзя не остановиться особо на надувных моторных лодках, как на очень удобном в плане мобильности и достаточно комфортном плавсредстве.Если речь идёт о рыбалке в разных местах, то надувная лодка не имеет достойной альтернативы.

Если мотор имеет мощность более 2,21 киловатт лодка должна быть зарегистрирована в управлении по маломерным судам. Если мощность используемого мотора менее указанной мощности лодку можно не регистрировать.

Для морской рыбалки наиболее пригодны лодки с длиной 3-3,4 метра.

Лодки меньшей длины не обладают достаточными комфортом и безопасностью, большей- требуют более мощного двигателя и неудобны в переноске и транспортировке.

С двигателем 5 л.с., практически все лодки этого размера, могут устойчиво глиссировать с полезной нагрузкой в 100 – 150 кг., чего вполне достаточно для быстрого передвижения в одиночку.

Веса собранных лодок колеблются между 35 и 60 килограммами и даже наиболее тяжёлые из них можно переносить в сборе вдвоём на небольшие расстояния.
Если предполагается уходить от берега на расстояние 5-10 км., на мой взгляд оптимальным, по соображениям безопасности, является коллектив из 2- 3 рыболовов, каждый на своей лодке.

Вдвоём в одной лодке рыбачить не совсем удобно и намного больше времени тратится на возвращение на берег, т.к. лодка не глиссирует.

Две лодки такого класса + моторы входят в легковую машину комби среднего класса и ещё остаётся место для всякого рыбацкого хлама и тёплой одежды, необходимой в холодное время года. Так что мобильность остаётся на высоте.

На побережье существует ряд прокатных контор, где можно снять лодку. Цена колеблется между 40-80 евро, в зависимости от класса лодки и места нахождения прокатной организации.

Гребная лодка, билли бот.

Рыбалка с гребной лодки и билли-бота может оказаться целесообразной там, где рыба нормально ловится недалеко от берега. В любом случае, я могу отнести эту рыбалку к экстремальным видам ловли.

Ветер и течение на море могут незаметно отнести незаякоренную лодку очень далеко, и придётся изрядно попотеть возвращаясь обратно.

Билли- бот, в силу малых размеров, может быть не замечен с проходящего катера, да и плавать в ластах и костюме, сидя по пояс в воде, доставляет любителям комфорта мало удовольствия.

Техника безопасности и дополнительное оборудование
•Лодка должна быть оснащена спасательными жилетами по числу находящихся в лодке (обязательно, по требованию водной полиции)
•Вёслами
•Компасом
•Желательно GPS навигатором
•Свистком
•Желательно, сигнальными ракетами
•Якорем, способным удержать лодку в ветер.
•Хорошо иметь с собой мобильный телефон. Ещё удобнее если в телефоне имеется радиоприёмник. Его можно настроить на волну местной радиостанции, чтобы периодически прослушивать информацию по погоде.
•При движении под мотором обязательно нужно прикрепить тросик чеки остановки мотора к одежде, или надеть на руку.

Свисток нужен для того, чтобы найти друг друга в тумане. Компас и GPS-навигатор, чтобы вернуться на берег в условиях плохой видимости.

Туман на море может надвинуться внезапно и быть очень густым. Ориентируясь по свистку можно довольно легко найти друг-друга.

Я пару раз терял ориентировку на море, не имея с собой компаса. Можете поверить, ощущения очень неприятные

Если у вас случилась проблема и вы хотите привлечь внимание проходящего судна, или катера, не машите ему рукой. Сигнал бедствия на море- круговое движение рукой в вертикальной плоскости.

Спасательный жилет в лодке я никогда не снимаю. Бережёного бог бережёт.

Способы ловли:

Пилькеровочная ловля

Сушествует множество разновидностей тяжёлых блёсен которые называют общим словом пилькер.

За редким исключением, ловят пилькером с корабля или с лодки.

На мой взгляд пилькеры можно подразделить на два основных класса

1Пилькеры для отвесной ловли

2Пилькеры для джиговой ловли забросом

Первая категория пилькеров представляет собой отрезок прутка или трубки залитой свинцом, реже пилькер лыжеобразной формы.

Пруток берётся по преимуществу шестигранный, латунный, трубка медная или из тонкостенной нержавеющей стали. По краям сверлятся отверстия, в которые вставляются заводные кольца.

Пруток хромируется, трубку можно оклеить светоотражающей фольгой.

При морской рыбалке, пилькеры этого типа применяются при ловле на больших (100-400 метрах) глубинах, т.е. в Норвегии и некоторых районах Дании где таковые глубины есть.Вес применяемых пилькеров обычно колеблется между 200-400 граммами в зависимости от силы ветра и течения. Даже, при ловле при относительно спокойной, по норвежским меркам, погоде и небольшом течении на глубине 40-50 метров, пилькером весом в 150-200 граммов не всегда удаётся поймать дно.

Удилище применяется мультовое, длиной 1,90- 2,40, редко когда длиннее или короче, оснащённое пропускными роликами, либо кольцами с роликом вместо тюльпана.

Тест 20-50 lb.

Здесь я остановлюсь подробнее на спиннинговой ловле.

Теперь вторая категория пилькеров.

Основная часть Балтики, в пределах 10 километровой зоны, имеет глубины порядка 10-20 метров и позволяет ловить джигом взаброс.

Пилькер для дальнего заброса представляет собой свинцовую (изредка латунную) блесну удлиннёной формы (часто в форме рыбки) оснащённую одним, реже двумя тройниками.На второй (одеваемый на заводное кольцо со стороны лески) тройник можно добавить кисточку из ниток, например, красного цвета.

Применение второго тройника уменьшает число холостых поклёвок и увеличивает число зацепов, в особенности на каменистом грунте.

Применение его дело личного вкуса. Я второй тройник не ставлю, т.к. если ловить с длинным протаскиванием пилькера по дну, он постоянно создаёт ощущение поклёвок и приходится неоправданно часто подсекать.

Снасть

Снасть, которой я ловлю предельно проста: шнур-карабин-пилькер.

рыбалка и дайвинг в СочиПоначалу, я ставил перед пилькером кусок лески с парой твистеров (октопусов, виброхвостов), теперь не делаю этого почти никогда.

Причин тому несколько: снижается дальность заброса, прочность снасти, пилькер терят игру и основной улов приходится на твистеры, на которые клюёт более мелкая рыба.
Имеет смысл ставить перед пилькером самодур для ловли селёдки, если вы хотите дополнительно поймать селёдку или виттлинга (по-моему русское его название — это хек), который тоже охотно клюёт на селедочную снасть, или мелкие твистеы. Так же, при быстрой подмотке, на селёдочную снасть нередко садится сарган (хорнфиш).
Снасть для ловли пилькером на море покажется пресноводникам грубоватой, но морская рыба не настолько привередлива и особая маскировка тут не нужна.

Пилькер

Цвет и форма пилькера – дело личных вкусов. Я применяю, в основном, жёлто- красные остроносые пилькеры фирмы SPRO. Веса 45-150 граммов.

Крайние веса применяются редко: лёгкие- при ловле в очень тихую погоду, тяжёлые- при ловле с корабля в ветер. Универсальным весом при ловле с лодки можно назвать 75-85, при ловле с корабля 100-125 граммов.

Игра различного типа пилькеров на падении разная. Это зависит от расположения центра тяжести пилькера и его геометрии. Например, упомянутый остроносый пилькер SPRO, при падении, далеко уходит в сторону и делает ярко выраженную ступеньку.

Палка

Морского пилькерного класса, например, Softpilk, с верхним тестом 100-180 гр. Длина 2,70-3,00 метра.

Как известно, тест спиннинга – параметр условный. Спиннинг должен легко справляться с весом в 100 гр. но при этом не быть дубовым.

В статике спиннинг должен иметь строй ближе к параболическому, т.к. на заключительной фазе вываживания крупной рыбы борьба идёт в отвес и спиннинг должен работать по всей длине.

При ловле с корабля иногда пользуются даже карповыми удилищами.

Леска

Шнур- плетёнка 0,25-0,3 будет в самый раз. При такой толщине не стоит особенно заморачиваться с выбором марки – прочности практически любого хватит за глаза. Кто любит выбирать по разрывной нагрузке: 15 – 20 кг.

Катушка

Катушка- кастинговый мультипликатор, либо тяговитая безинерционка, в зависимости от личных пристрастий.

Моё мнение – мультипликатор предпочтительнее, по ряду причин:
•При повышенных требованиях к прочности снасти и тяговитости катушки, из безинерцинок подходят катушки сюрфового класса, которые имеют вес порядка 600-700 граммов.

Работать снастью у которой на длинной ноге привешена такая гиря, мягко говоря, неудобно.
•Даже полукилограммовый мульт, за счёт отсутствия длинной крепёжной лапки, намного меньше утомляет при ловле.
•Шнур, при забросе безинерционной катушкой тяжёлого пилькера, часто режет указательный палец.
•Безинерционкой очень неудобно бросать в перчатках в холодную погоду (а холодно на Балтике почти пол-года)
•Мультипликатор позволяет бысто стравливать леску для контакта с дном. В безтнерционной катушке для этого нужно открыть скобу, что неизбежно приводит к потере контакта с приманкой.

Минусы – отсутствие в продаже мультовых спиннингов нужного класса.

До того, как мне изготовили нужный спиннинг на заказ, ловил обычным, поставив на него мульт – совсем даже неплохо получалось.

Лучше, конечно применять катушки в которых стоят защищённые от солёной воды подшипники, но при аккуратном обращении это совсем не обязательно.

Единственное противопоказание – катушки имеющие шпули из магниевых сплавов.Для них морская вода – смерть.

Мимоходом

После рыбалки весьма невредно промыть шпулю ( и приманки ) пресной водой.Внимание! Никогда не кладите спиннинг, в особенности мультовый, на песок.Я, вообще, после окончания рыбалки разбираю спиннинг прямо в лодке.
Удилище убираю в жёсткий чехол, катушки- в ящик.

Гарантия, что всё будет чистым и по спиннгу никто не пройдётся сапогами.Большинстно спиннингов убиваются не на рыбе, а дверьми автомобилей и поддатыми друзьями. Поэтому лучше не экономьте на чехлах. В крайнем случае, чехол можно сделать самостоятельно, из пластиковой водопроводной трубы.

Техника ловли

Заброс с лодки ( а тем более с корабля ) производится на расстояние не менее 30 – 50 метров, что при таких весах приманки не представляет никакого труда.

Сразу после касания воды катушка приводится в «боевое» положение и выбирается слабина лески, чтобы контролировать снасть на падении приманки.

Вопреки расхожему мнению, что треска типично донная рыба, мне часто приходилось ловить её впол-воды, причём попадались, как правило, наиболее крупные экземпляры.Причиной этому является, наверное, различная кормовая база рыб разных размеров.Треска питается, в основном, мелкими крабами, песчанным угрём, морским червём и селёдкой.

Мне кажется, что более крупная треска, в основном, является «потребителем» сельди, которая, как известно, рыба пеллагическая и крупные особи трески «пасут» в пол-воды сельдяные стайки.

На падении снасти, очень полезно бывает, делать плавные широкие потяжки (не рывки) и отпускания пилькера удилищем. В момент касания дна должна последовать немедленная подсечка, т.к. велика вероятность сопровождения рыбой пилькера при падении, а поклёвку трески очень легко спутать с толчком при касании дна.

Далее идёт обычная джиговая проводка снасти с различными вариациями по вкусу рыбака. Хороший результат даёт чередование подёргиваний с проволакиванием по дну.Идеальной для пилькеровой ловли можно назвать погоду с ветром силой 10-15 км/ч.При таком ветре, можно ловить практически не подматывая леску, так как скорости дрейфа лодки хватает для джиговой проводки.

При более сильном ветре можно применить водяной якорь- парашют.

Соотношение веса пилькера, в зависимости от скорости сноса лодки ветром, следует подобрать таким образом, чтобы пауза между касаниями дна, на расстоянии 30-50 метров, была секунд 5-8.

Очень эффективно можно ловить на «зависании» пилькера, когда он долго не может опуститься на дно. Если при джиговой проводке пауза между касаниями дна длится дольше обычного, или вообще отсутствует, (что как правило означает ямку) нужно плавно опустить удилище вперёд – вниз к воде до касания пилькером дна. Обычно в этот момент следует поклёвка.

Если вы ловите мультипликатором, то, можно просто прижав рычажок освобождения шпули, стравить лишнюю леску не меняя положения удилища.

При подмотке лески паузы между ударами пилькера о дно сокращаются.Как только они достигают 1-2 секунд я выматываю леску и делаю новый заброс.Естественно, бывают поклёвки и под самой лодкой но они редки и рыба ловится, как правило, помельче, либо багрится.

Известно мнение, что дальний заброс с лодки вещь необязательная, дескать, зачем куда-то бросать если рыба всё-равно тут. Но дело здесь совсем не в том, чтобы добросить до рыбы, а в том, чтобы снасть работала правильно. Достигается это за счёт парашютирующего эффекта длинного шнура и при каждой рыбалке подбирается вес пилькера и оптимальная длина заброса, в зависимости от силы ветра.

Дискутировать на эту тему я давно уже перестал.

Просто, с такой техникой ловли, за день, я ловлю больше крупной рыбы, чем трое-четверо «долбильщиков» в отвес, вместе взятых.

Отличия ловли с корабля заключаются в том что:
•В ветренную погоду, корабль, сносит намного быстрее, чем лодку и вес пилькеров должен быть больше.
•Наличие надстроек и пр. не позволяет хорошо размахнуться и применение мультовой снасти на корабле затруднено
•Существует отличие в технике ловли с подветренного и наветренного борта.
•Требуется возможно более дальний заброс, особенно на небольших глубинах, т.к. корабль не глушит мотор и распугивает рыбу.

Если вы находетесь на наветренном борту корабля (кажется так говорится, когда ветер в физиономию), то необходимо подобрать такой вес пилькера, чтобы он мог опуститься на дно (при приличном ветре и глубине 20 метров до 150 гр.). При ловле на подветренном борту нужно бросать максимально дальше, но всё равно через несколько ударов по дну пилькер оказывается рядом с бортом. Дальше можно либо долбить в отвес, либо отпускать его дальше под днище корабля, что чревато многими неприятностями ( наматывание на винт, зацепы снасти ловящими с противоположного борта и т.п.)

Джиг на мягкие приманки.

В принципе всё написанное о пилькеровочной ловле можно отнести и к ловле джигом на мягкие приманки (резину и поролон).

Объект ловли тот же самый — треска и приёмы ловли похожие.

Хорошие результаты дают рыбки с встроенным в теле грузиком.Если применяется пилькер (груз) с привязанными перед ним твистерами или виброхвостами, то хороших результатов при достаточно сильном дрейфе лодки можно добиться просто удерживая спиннинг в руках и давая резине волочиться за лодкой.

Спиннингование с лодки.

Основными объектами охоты спиннингистов на Остзее являются сарган (Хорнфиш) и морская форель (лосось).

Традиционными для такой ловли являются специальные длинные и узкие, относительно тяжёлые блёсны и морские безлопастные воблеры вес которых обычно лежит в пределах 12-30 граммов.

Оптимальным по длине будет спиннинг длиной 2,70-3,0 метра, с верхним тестом 40-80 граммов, оснащённый безинерционной катушкой 3 го класса, или мультипликатором типа Амбассадор 4-6 класса, калькутта 250-400.

Мнение, что с лодки должны применяться более короткие спинниги я считаю несостоятельным. С лодки имеющей жесткое днище можно без всяких неудобств ловить и более длинными спиннингами. Исключение составляют лодки, в которых нельзя ловить стоя, из-за конструкционных особенностей.

Тогда удилище должно быть покороче 2,4 – 2,7 метра, хотя на неустойчивых, невместительных, или имеющих мягкое надувное дно лодках, на море делать нечего.